Мы защищаем русских!
icon-envelope-o [email protected]
Предложение президента России Владимира Путина зафиксировать в Конституции русский как язык государствообразующего народа Российской Федерации категорически не понравилось муфтию Татарстана Камилю Самигуллину.
«Я не вижу положительных перспектив в отражении в преамбуле Конституции понятия „государствообразующий народ“ применительно к одной единственной нации. Это может иметь за собой непоправимые последствия. Да, определенно, титульной нацией России являются русские — самый многочисленный народ в нашей стране. Но вместе с русскими на современной территории России живут и многие другие коренные народы. Мы россияне, и все мы внесли вклад в образование этого государства, в сохранение государственных границ и духовного суверенитета России, в формирование многоликого общероссийского менталитета и развитие мощного социально-экономического пространства», — заявил Самигуллин профильной газете татарской этнократии «Бизнес-Онлайн» (БО).
Напомним, президент России предложил отметить русских как государствообразующий народ в части 1 статьи 68 Основного закона. В действующей редакции там говорится:
«Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык».
В остальных двух частях статьи говорится о праве республик РФ устанавливать свои государственные языки, употреблять их на своей территории наравне с русским, а также о гарантиях РФ перед всеми народами России права на сохранение и развитие родных языков.
Данное предложение Путина должна еще рассмотреть Госдума. Но даже если в Госдуме включат русских в «языковую» статью Конституции, как предлагает президент, то русскому народу все равно не будет дано никаких особых прав. Ведь больше нигде в Конституции о русских вообще не говорится. В законодательном корпусе России вообще нет актов, где конкретизировалось бы понятие русских как государствообразующего народа России. Политической нацией (если таковое понятие вообще применимо к реалиям нашей страны) в России являются россияне — как во времена первого президента России Бориса Ельцина. А вот в Германии, например, политическая нация — не аморфные «германцы», а конкретные немцы. Аналогичная ситуация — во Франции, где конституционно и на практике каждый гражданин вне зависимости от национальности считается французом. Всем известные примеры: венгерский еврей Николя Саркози, арабка и немка наполовину Изабель Аджани, чистокровная немка Патрисия Каас.
Турки как политическая нация и государствообразующий народ страны проходят красной нитью через всю Конституцию Турецкой Республики. Краеугольный камень Турции — статья 66 Конституции этой страны, где говорится:
«Каждый связанный с Турецким государством через обязательства гражданства — турок».
Да что там Турция! В преамбуле Конституции Татарстана до сих пор особо выделено, что она выражает волю «многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа». На этом выделении татар из «многонационального народа» настоял в свое время президент Минтимер Шаймиев.
В законодательном корпусе России с 1991 года вообще нет актов, где конкретизировалось бы понятие русских как государствообразующего народа. Одно из следствий этой лакуны — ущемление прав русских в национальных регионах в угоду коррумпированным «титульным» элитам. Предложение Путина, которое выглядит как обтекаемый компромисс между условными «русскими националистами» и «многонационалами» — первая за 29-летнюю историю Российской Федерации попытка защитить права русских хотя бы в форме декларативной формулировки в «языковой» статье Основного закона. «Реванш русского шовинизма» в этом предложении увидит разве что отпетый русофоб или неграмотный в правовых вопросах человек.
Демарш Самигуллина против политкорректных предложений Путина выглядит более чем закономерно. Муфтий Татарстана — человек, инкорпорированный в этнократическую элиту республики. Однако муфтий, похоже, поддерживает этнократов не только потому, что в противном случае его «съедят» на очередных выборах в 2022 году. Во фронде Самигуллина есть его личный, не связанный с этнократами расчет. Его становление прошло не в татарских мусульманских кругах, иджазу (свидетельство о возможности преподавания шариатских наук) ему выдали в турецкой суфийской общине «Исмаил Ага». Следовательно, у него резон вести свою игру, что Самигуллин и делает. Не исключено, что Самигуллин в перспективе хотел бы стать таким же неформальным общероссийским мусульманским лидером, как и глава Чечни Рамзан Кадыров.
В октябре 2018 года Самигуллин выступил против властей Китая, осудив практику создания центров перевоспитания для мусульманских экстремистов из числа уйгуров, узбеков и других тюркоязычных народов КНР. Защищавший уйгуров Самигуллин напирал на их историческое родство с татарами. А именно, по линии империи Чингисхана, где уйгурская письменность легла в основу монгольского письменного языка, а уйгурский язык был языком межнационального общения. В том же году усилиями Самигуллина были введены бесплатные курсы татарского языка при мечетях. На них вместе с базовыми знаниями татарского слушатели курсов всех возрастов проникаются исламом и татарской культурой. Кто знает, может таким образом Камиль-хазрат постепенно перетягивает голоса «патриотов Татарстана» от старой шаймиевской гвардии на себя.
2 марта на телеканале «Татарстан 24» вышел телесюжет под названием «Многоженство в Татарстане получило одобрение муфтия». Там Самигуллин говорит, что многоженство разрешено, если мужчина «очень хороший человек, есть достаточное содержание, чтобы содержать две семьи, и он может правильно распределять время» (между женами — EADaily).
«Это же хорошо, чтобы женщины не оставались одинокими!» — говорит муфтий Татарстана.
Внимательные телезрители должны помнить, что в 2016 году Самигуллин уже защищал запрещенную в России полигамию. В онлайн-эфире татарстанского портала «Реальное время» Самигуллин обвинил Семейный кодекс России в том, что тот якобы лишает миллионы российских одиноких женщин права стать второй или третьей женой и таким образом получить семейный очаг и душевный покой. Самигуллин утверждал это, как мусульманский лидер. Но при этом очевидно, что этнократы из Казанского кремля не сильно возражают против легализации многоженства в Татарстане. Для многих «башначальников», которые имеют любовниц, это будет возможностью смыть с себя общественное порицание… И вполне логично, что в качестве таранного орудия выступает муфтий республики, а не светский чиновник. Вздумай, например, защищать многоженство тот же глава Администрации президента Татарстана Асгат Сафаров, ему пришлось бы несладко во всех отношениях…
Таким образом, возникает подозрение, что Камиль Самигуллин ведет в Татарстане и в Российской Федерации свою политическую игру. Но это на перспективу. Для большинства российских аналитиков Самигуллин — «вчерашний мальчик», заслоненный куда более мощными фигурами этнократов из Казанского кремля. Это верно в том смысле, что Самигуллин бок о бок с этнократами защищает Татарстан от возвращения в конституционное поле России. Тому подтверждение — демарш муфтия против закрепления государствообразующей роли русского народа в «языковой статье» Конституции России. Этот демарш Самигуллина стал наилучшим политическим маркером. Получается, что муфтию Татарстана президент России — не указ и даже не авторитет.
Муса Ибрагимбеков
См. также:
Муфтий Татарстана выступил против государствообразующего народа в Конституции
В Волгоградской области лагерь для мигрантов оборудовали в мечети
Третьяковская галерея вывесила портрет командира батальона «Сомали» Гиви
© 2015-2020 Правозащитный центр "РОД"