Мы защищаем русских!
icon-envelope-o [email protected]
25-26 сентября 2015 года в Москве прошла международная конференция «Русофобия и информационная война против России».
В форуме приняли участие депутаты, ведущие интеллектуалы консервативного направления, иностранные гости.
На форуме затронули проблемы русофобии, как исторического явления. Так, по мнению историка и политолога Андрея Фурсова, русофобия, которая направлена на уничтожение идентичности и национальной памяти русских, искажение и дискредитацию их ценностей, впервые возникает в 16 веке. Однако до 20х годов 19 века русофобия сводилась к восприятию русских, как «не вполне христиан». Но в первой четверти позапрошлого столетия русофобия становится политической и идеологической неприязнью именно к России, методом политической борьбы. Политическая русофобия родилась в Великобритании и стала предвестием Крымской войны.
Докладчик выделил три направления русофобии: негативный образ русских как идентичности. Первое — это утверждение, что «русские — генетические рабы», неспособные к восприятию демократических ценностей. Второе — негативная переоценка традиционных для русских этических ценностей, прежде всего, солидарности, взаимопомощи, социальной справедливости. Третье- негативная переоценка значимых для русских исторических личностей и событий. Как указал Фурсов, русские патриоты мало интересуются окружающим Россию миром и в результате могут предложить интересную в мировом масштабе повестку. По мнению выступающего, необходимо информационное противодействие русофобии, юридическое противостояние ей, концептуально-смысловую борьбу.
Историк Олег Неменский считает, что политическая русофобия уже существует в 16 веке, ее родина — Польша, которая формировала отношение к России в Западной Европе, выступая посредником между этими регионами. Неменский указывает на такой аспект русофобского дискурса, как представление о России, как азиатской стране. Это идея западноевропейская и ее начало восходит к 16 веку. К началу 17 века создан образ русских как «природных рабов, привыкших к ярму и не переносящих свободы». Русофобская идеология стабильно включает два тезиса: русские — рабский народ, не способный к самоуправлению и признающий только тиранию, и русские стремятся захватить мир и подчинить его своей тирании.
Неменский выделяет два подхода в русофобской мысли. Первый подход предполагает, что русских можно «европеизировать» и ведет к активному навязыванию русским «западных ценностей», во втором считается, что русские не способны к «европеизации» и требует изоляции, сдерживания или даже физического уничтожения русских. При этом Неменский подчеркивает, что к реальной России эти образы отношения не имеют, это чистый «образ другого», искусственно сконструированный.
Публицист Павел Святенков в своем выступлении напомнил, на Востоке русофобии нет, это именно западноевропейское явление. Для жителей этой части Европы русские — это «чужие», анти-народ и анти-государство. Западноевропейское Средневековье также не знает русофобии, русские были частью европейского мира. Ситуация изменилась в период Ренессанса. Однако Иван Грозный еще состоит в дружеских отношениях с английской короной. Святенков предположил, что на рубеже Нового времени, когда европейцы начали активно отрицать Средневековье, его черты перенесли на Россию. В результате примерно равные типологически исторические фигуры — Генрих VIII Тюдор и Иван IV Грозный оцениваются совершенно по-разному. Если представитель династии Тюдоров — терпимый злодей, то русский царь — немыслимое чудовище.
Была затронута и тема внутрироссийской русофобии. Так, публицист Егор Холмогоров отметил, что западная русофобия относительно безобидна до тех пор, пока зарубежная русофобия не начинает интернализироваться самими русскими. Самая опасная разновидность русофобии — когда русофобские мифы переосмысляются позитивно, русские начинают действительно считать себя варварами и этим гордиться. Между тем, огромная богатая страна, населенная «варварами» — идеальная добыча, лакомый кусок для завоевателей.
Исламовед Роман Силантьев посвятил свое выступление этому явлению в Татарстане. Силантьев указал, что республика, в которой процветает «шаймиевщина» — рекордсмен по проявлениям русофобии. Он напомнил о недавней попытке на фестивале мусульманского кино в Казани обелить коллаборационистское подразделение войск Вермахта Идель-Урал, идеализации Золотой Орды. Эксперт по Кавказу Яна Амелина, напротив, заявила, что на Кавказе русофобии нет. Более того, есть много народов, мечтающих сотрудничать в борьбе за консервативные ценности, главное, что Россия не должна вести себя высокомерно.
Философ Константин Крылов заявил о необходимости мониторинга русофобских высказываний в зарубежной прессе. Для этого необходимы четкие и разработанные критерии русофобии — здесь можно воспользоваться опытом борьбы с антисемитизмом. Эта работа, вместе с каталогизацией источников русофобии, должна быть публичной. Затем этот опыт должен быть распространен и на внутрироссийскую жизнь. Крылов подчеркнул, что русофобию следует рассматривать как разновидность расизма и нацизма, весьма опасную не только для русских, но и для других народов России. Нужен исследовательский центр, специализированные СМИ, которые будут заниматься этой проблемой.
Полностью тексты самых интересных докладов будут опубликованы нами позднее.
В Волгоградской области лагерь для мигрантов оборудовали в мечети
Третьяковская галерея вывесила портрет командира батальона «Сомали» Гиви
© 2015-2020 Правозащитный центр "РОД"