Мы защищаем русских!
15 ноября около 19:25 по московскому времени в аэропорту Казани разбился самолет, следовавший рейсом №363 «Москва-Казань». Boeing 737-500, заходивший на посадку, потерял высоту, задел землю, загорелся и взорвался. В результате катастрофы погибли 50 человек (44 пассажира и 6 членов экипажа), включая 23-летнего сына главы Татарстана Ирека Минниханова и главу УФСБ РТ Александра Антонова. В числе погибших также оказались семья комментатора телеканала Россия-1 Романа Скворцова, граждане Великобритании и Украины.
Как выяснилось позже, экипаж к посадке готов не был и запрашивал разрешения уйти на второй круг. Об этом заявил в эфире телеканала «Россия-24» авиадиспетчер Кирилл Корнишин. По словам работника аэропорта пилот ему сообщил, что у него «непосадочная конфигурация».
Разбившийся самолет эксплуатировался 23 года, свой первый полет он совершил в 1990 году и принадлежал лизинговой компании AWAS. Далее борт сменил несколько портов приписки — в 92 году его взяла в лизинг авиакомпания Air France, в 1995 — авиакомпания Uganda Airlines. С 2000 года самолёт находился в лизинге у бразильской авиакомпании Rio Sul. В сентябре 2005 года самолет был передан в лизинг румынскому лоукостеру Blue Air. В мае 2008 самолет начала эксплуатировать болгарская авиакомпания Bulgaria Air. Последней компанией, эксплуатировавшей самолет, оказалась АК «Татарстан».
Пассажиры, ранее летавшие на разбившемся самолете, заявили, что машина была технически неисправна.
«Летел сегодня этим самолетом из Казани в Москву. Пилот с трудом выравнивал судно перед посадкой, при контакте с землей нас немного занесло, но пилот справился, и я перекрестился», – написал на странице «ВКонтакте» авиапассажир Руслан Калимуллин. По его словам, тогда он обратил внимание, что «машина реально уже уставшая».
«Я летел на днях ими же, в салоне была дыра, залатанная куском металла, кресла расшатанные». Я тесно связан с авиацией и понял, как реально долго летает это корыто», – отметил другой пользователь соцсети Руслан Исрафилов.
Еще один пассажир, Григорий Бусарев, рассказал о предпоследнем рейсе разбившегося лайнера. «Я летел рейсом дневным из Казани… Самолет заходил на посадку в аэропорт «Домодедово»… Его мотало из стороны в сторону… Похоже на турбулентность, как попадаешь в воздушную яму. Крылья мотало из стороны в сторону, и нос вниз запрокидывал постоянно», – написал он.
Самолет VQ-BBN в 2012 году уже совершал аварийную посадку в Казани. Тогда сработали датчики разгерметизации салона.
Эксперты между тем заявили, что разбившийся Boeing пилотировали бывшие штурман и бортинженер, не учившиеся на пилотов, техобслуживание оплачивалось только в крайнем случае, а самолет эксплуатировали «на убой». Разбившийся борт авиакомпания «Татарстан» планировала списать еще год назад, однако он продолжал летать. Знакомые с положением дел в компании предпочитали пользоваться другими видами транспорта. Ранее сообщалось, что авиакомпании «Татарстан» грозит банкротство. Перевозчик задолжал за аэропортовое обслуживание в Казани 31 млн руб. Претензии к высказывали и другие партнеры компании. Но, как считается, правительство республики не допустило банкротства национального авиаперевозчика, который был даже не в состоянии приобретать технику, не опасную для жизни пассажиров.
Хотя АК «Татарстан» заявила, что у нее нет претензий к техническому состоянию потерпевшего катастрофу самолета, Ространснадзор начал внеплановою проверку компании. В ночь с 17 на 18 ноября пришло сообщение, что в компании проводится выемка документов. Одновременно с сайта «Татарстана» исчезли данные ее генерального директора.
«Зачем нужна авиакомпания Татарстан? Чтобы показывать, что Татарстан — суверенное, почти независимое государство. Очевидно, что и сын президента и чиновники должны по статусу летать «национальной» авиакомпанией, хотя в Казань летает полно аэрофлотов. Есть у Татарстана реальные возможности поддерживать «понты» в виде национальной авиакомпании? Их нет. И покупка катастрофического старого железа списанного в Уганде это подтверждает. Совсем новых данных о ее финансовом состоянии не нашел, но вот данные 2009 года полностью подтверждают, что эта авиакомпания — региональный политический понт и ничего больше», — замечает в своем блоге публицист Егор Холмогоров.