Мы защищаем русских!
В ходе «Прямой линии» с президентом России Владимиром Путиным прозвучало несколько вопросов, касающихся Донбасса. Ответы главы государства внушают сдержанный оптимизм.
Ключевой вопрос задал писатель Захар Прилепин, уже больше года служащий в одном из подразделений армии Донецкой Народной Республики.
— У нас здесь есть ощущение, что украинская армия воспользуется чемпионатом мира по футболу и начнет активные наступательные боевые действия. Как вы прокомментируете эту ситуацию? — поинтересовался Прилепин.
— Я надеюсь, что до таких провокаций дело не дойдет. Если это случится, мне кажется, это будет иметь очень тяжелые последствия для украинской государственности в целом, — ответил Путин.
Заявление прозвучало вежливо, но резко: для большой политики такие слова — на грани угрозы.
Мнения пользователей социальных сетей разделились на две части. Одни считают, что поддержка России снова останется исключительно на словах. Другие же полагают, что этим вопросом Путин дал понять «украинским партнерам», что не собирается оставаться в стороне, если Киев начнет наступление в Донбассе. Впрочем, в ходе «Прямой линии» прозвучали еще два заявления.
— Мы оказываем обеим непризнанным республикам поддержку и будем это делать дальше, — отметил, в частности, президент. Кроме того, он раскритиковал действия Киева, ведущего обстрел мирных жителей ЛДНР:
Действующее украинское руководство не в состоянии решить эту проблему. Как можно решить эту проблему, считая эти территории своими, и постоянно устраивая блокаду, и постоянно обстреливая мирных граждан? Им не нужны избиратели с этой территории, потому что ясно, что за действующую власть они никогда не проголосуют, — подчеркнул Владимир Путин.
***
Не секрет, что Россия помогает ЛДНР не только «белыми КамАЗами».
Экономическая система обеих республик выстроена полностью в рублевой зоне. Полностью рублевым является и бюджет. Учитывая, как сильно пострадала от войны экономика Донбасса, такая ситуация была бы невозможна без крупномасштабных денежных вливаний со стороны РФ.
Слух о том, что Россия собирается отказаться от помощи республикам, муссируется примерно с 2015 года — тема поднимается вновь и вновь практически со дня подписания минских соглашений.
Вот и блогер из Днепропетровска Дмитрий Дзыговбродский, переехавший в Россию, недавно опубликовал статью о том, что ЛДНР не оправдали ожиданий и России нужно отказаться от помощи им.
Примечательно, что если большинство мнений в духе «Россия откажется от Донбасса» принадлежит отчаявшимся жителям обстреливаемых территорий, по вполне естественным причинам сильно боящимся этого варианта развития событий, то днепропетровский блогер, живущий в Москве, считает это оптимальным.
А ситуация в Донбассе действительно на грани кризиса. Александр Любимов, глава Координационного центра помощи Новороссии (КЦПН), который занимается помощью ополчению Донбасса с 2014 года, считает, что она опасно напоминает 2014-й.
— Там, конечно, всегда обстановка напряженная, но иногда она особенно нестабильная и чреватая взрывом новой полноценной войны, как в 2014-м. Вот так и сейчас. Противник превосходит нас в численности и вооруженности в несколько раз. Это не шутка и не преувеличение, — отметил Любимов в комментарии «Ридусу».
Украинское командование сдерживается от реального наступления на ДНР и ЛНР только из-за риска непосредственного прямого вмешательства российской армии. Сами народные милиции, к сожалению, не смогут ни разгромить, ни даже надолго сдержать ВСУ. Я сейчас получаю от коллег и знакомых с мест много сообщений то об обстрелах, то о серьезных боестолкновениях. Буквально на днях над нашими позициями в ЛНР летали украинские боевые самолеты. А этого никто не видел уже четыре года, — подчеркнул Александр Любимов.
КЦПН прошел путь от отправки самого необходимого снаряжения в ЛДНР на войне в 2014 году до организации полноценных курсов подготовки снайперов и других специалистов в 2018-м и работает на всех участках фронта. Озвученное Любимовым мнение — это мнение, которое разделяет подавляющее большинство военных и мирных жителей Донбасса.
Его подтверждает и Алексей Марков, командир батальона «Призрак», который держит участок фронта на северо-востоке ЛНР.
— Риск сейчас очень велик. Украинцы реально напирают по всем направлениям, как бессмертные, у нас тут столкновения происходят каждый день с применением артиллерии, еле отбиваемся, но насколько нас хватит — неизвестно, — сказал Марков в комментарии «Ридусу».
Действительно, помощь России необходима Донбассу, а сейчас — особенно. Заявление Путина свидетельствует о том, что эту помощь сворачивать не планируют. Это мнение разделяет и задавший президенту вопрос Захар Прилепин.
По его словам, если немного «отшелушить» все те вещи, которые неизбежно должны быть произнесены, в итоге остается следующее:
В случае наступления Украина имеет шанс лишиться государственности. Народ Донбасса не запугать, он сделал свой выбор и действующую власть не признаёт. И признавать не собирается. Россия сделает все, что должна сделать, и республикам поможет. Но Киев, как полагает писатель, всерьез собирается наступать. «Надеюсь, все всё услышали», — заключил Прилепин.
***
Второй актуальный для Донбасса вопрос — это возможность жить в России тем, кто был вынужден покинуть свои дома из-за обстрелов. Российское миграционное законодательство, хоть и является достаточно лояльным по сравнению со многими европейскими странами, все же требует от тех, кто намерен проживать в России, значительных усилий во взаимодействии с органами ФМС.
В этот раз к президенту обратилось двое женщин с украинским гражданством. Одна из них — беженка из зоны боевых действий, которая не может вернуться домой из-за болезни ребенка, а в связи с бюрократическими сложностями имеет серьезные проблемы с трудоустройством.
Вторая жила в сирийском Алеппо, помогала российской армии и потеряла ноги в результате обстрела. И одну, и вторую волновали вопросы миграционного законодательства и сложности в получении российского гражданства.
В обоих ответах Путин заявил, что получение российского гражданства необходимо упростить.
Мы должны пойти по реализации всего, что связано с приобретением российского гражданства. В связи со сложной демографической ситуацией в России это еще и вопрос экономики. Одно из немногих средств для России — это привлечение наших соотечественников в Россию. Речь прежде всего идет о людях, которые считают себя кровно связанными с русским миром, — подчеркнул президент, отвечая на вопрос дончанки.
Помимо всего прочего, выражение «русский мир» прозвучало в речи президента дважды. Это тоже интересно. Русский мир — фундаментальное понятие, объединяющее всех, кто близок к русской культуре, русский мир — это та идея, которая в России (и за ее пределами) объединяет всех патриотов, и правого, и левого толка.
Примечательно, что долгое время в официальной российской риторике словосочетание «русский мир» никак не звучало. А ведь русский мир — это не только Россия, но и люди русской культуры, из-за недоработок в правовом поле зачастую лишенные возможности соединиться с Россией.
— Суть проблемы в том, что люди из русского мира — жители ДНР и ЛНР, а также жители Украины, цивилизационно и культурно связывающие себя с Россией — находятся в России в том же статусе, что и «обычные» трудовые мигранты, например, из Узбекистана или Киргизии, — отметила в комментарии «Ридусу» Наталья Холмогорова, глава правозащитного центра «Русское общественное движение».
По ее словам, необходимость регистрации, а затем регулярного ее продления, необходимость получения патентов, различные ограничения на работу — все это распространяется и на беженцев из Донбасса.
При этом фактически русские люди находятся в худшем положении, чем мигранты из Средней Азии. У тех есть в России сильные диаспоры, есть свои „мафии“, обеспечивающие их фиктивной регистрацией, разными справками-разрешениями, наконец, поддельными паспортами — у русских из Донбасса и с Украины „своей мафии“ нет. Мы в своей работе не раз сталкивались с тем, что получить гражданство России русскому — задача почти нерешаемая, требующая многолетних мытарств и хождений по инстанциям, — заключила Наталья Холмогорова.
Но настоящий ужас, по словам правозащитницы, начинается, когда донбасский ополченец или гражданин Украины, уехавший с родины «из-за политики», в России просрочивает регистрацию или нарушает какое-нибудь из многочисленных правил — нарушить которые очень легко и без всякого злого умысла. По закону его следует депортировать из России. Куда? На Украину. Да, жителей ДНР и ЛНР — тоже, поскольку соглашений о депортации у России с непризнанными республиками не существует. А на Украине, сами понимаете, этих людей ждут «с распростертыми объятиями». Там они — «враги народа», их ждут обвинения в сепаратизме и терроризме, тюрьма, возможно, жестокое обращение или пытки — и неправедный суд. Однако закон гласит, что их нужно высылать именно туда.
В результате каждую такую ситуацию приходится решать в «ручном режиме»: подключать общественников, устраивать шум в прессе, депутатские запросы и тому подобное.
К счастью, в большинстве случаев это срабатывает. Но когда не срабатывает — дело заканчивается трагедией, как история Марины Меньшиковой, активистки „Антимайдана“, депортированной на Украину из Крыма. На Украине она была немедленно посажена в СИЗО — и там повесилась. Смерть этой женщины — на совести неповоротливой российской бюрократии, отказывающейся признавать русских по происхождению, культуре и духу людей нашими соотечественниками,
— заключила Холмогорова.
Безусловно, жителям ДНР и ЛНР необходимо российское гражданство. Они восстали, надеясь именно на воссоединение с Россией; наша страна поддержала эту надежду; и признать их согражданами — это самое меньшее, что мы теперь можем и должны для них сделать.
После 2008 года российское гражданство получили практически все жители Абхазии — так почему нельзя сделать то же самое с русскими в Донбассе? — задается вопросом правозащитница.
Очевидно, проблема есть, и в ходе «Прямой линии» Владимир Путин подчеркнул необходимость ее решения. В частности, он дал поручение министру внутренних дел инициировать процессы в миграционной службе для упрощения легализации в России людей русского мира.
Судя по общей риторике, есть надежда, что в этот раз ситуация наконец сдвинется с места и хотя бы часть проблем людей Донбасса начнет решаться.