Правозащитный центр «РОД»

Мы защищаем русских!

Список террористов и экстремистов Росфинмониторинга — это имитация борьбы с терроризмом

4 февраля в Независимом пресс-центре на Пречистенке в Москве прошла пресс-конференция, посвященная так называемому списку террористов и экстремистов Росфинмониторинга. Напомним, что фигуранты этого списка лишаются доступа к собственным денежным счетам — в том числе зарплате, пособиям и пенсиям.

Пресс-конференция собрала как общественников, которые следят за судьбой тех, кто попал в этот список — а в основном это отнюдь не опасные для общества террористы, а случайные люди и политические активисты — так и самих жертв списка.

Лариса Романова, основатель Движения пострадавших от действий Росфинмониторинга, рассказала об истории появления Федерального закона №115  о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Именно этот нормативный акт положил начало практике блокировки банковских счетов.

Международные рекомендации, касающиеся борьбы с терроризмом, предполагали, что должны замораживаться активы лиц, подозреваемых в терроризме и содействии террористической деятельности. Эти рекомендации и легли в основу российского законодательства, но попали они туда в искаженном виде. Так, предполагалось, что включение какого-либо лица в списки террористов и их пособников могло быть сделано только по решению суда или равнозначного суду органа. Не ограничивался доступ к базовым доходам, оплата чрезвычайных расходов и внесение необходимых платежей.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4909/36058990.27/0_daae9_efa5aa7c_L.jpg

Лариса Романова: фигурантов списка Росфинмонаторинга лишили основных гражданских прав

В России эти уточнения проигнорировали. В результате фигуранты так называемого списка действующих террористов и экстремистов Росфинмониторинга оказались лишены основных прав, в первую очередь права на труд и права на оплату труда. Работодатель, принимая на работу сотрудника, открывает зарплатную карту, то есть счет в банке. Если будущий работник не может завести счет, то ему, скорее всего, откажут в приеме на работу. С такой ситуацией столкнулся осужденный по 282 статье УК РФ петербуржец Владимир Смирнов, который более года пытался устроиться на работу. Всякий раз, обнаружив, что завести счет невозможно, работодатели ему отказывали. Ну а позже, принимая решение, суд указал, что Смирнов характеризуется отрицательно, потому что он нигде не работает.   Александр Кольцов, рабочий Чебоксарского агрегатного завода, также был осужден по 282 статье за комментарий в интернете. Больше года Кольцов, приговоренный к исправительным работам,  не видит свою зарплату. При этом он не может уволиться, потому что тогда государство не сможет отчислять сумму, к выплате которой рабочий был приговорен. В такой ситуации окажется и «террорист» Иван Асташин, осужденный за брошенные в офис ФСБ бутылки с бензином на 9 лет 9 месяцев заключения. После того, как он освободится, еще 8 лет — срок погашения судимости — он не сможет трудоустроиться. Хотя, теоретически, фигурант списка может добиться того, чтобы из перечня Росфинмониторинга его исключили. Для этого ему нужно будет принести положительную характеристику с места работы…  Сложилась парадоксальная ситуация: убийца, грабитель, насильник, выйдя на свободу, сможет адаптироваться, трудясь и получая за труд плату. Но не автор листовки или резкого комментария в интернете.

Но не только проблема с трудоустройством оказалась сложноразрешимой. Люди, включенные в список Росфинмониторинга, не могут получать пособия, страховку или алименты, не могут обналичить деньги, нужные для похорон родственников или срочного лечения.  В такой ситуации оказалась сама Лариса Романова, мать четверых детей. 11 лет назад она была осуждена за взрыв около приемной ФСБ, в результате которого пострадало только окно силовой структуры. Женщина полностью отбыла наказание и последние 8 лет власти не имели к ней никаких претензий. Однако год назад Романова обнаружила, что заморожены счета с ее небольшими сбережениями и теперь она не может получить даже пособие на детей. Фигуранты списка оказывались и в более ярких ситуациях. Так Юлию Приведенную (объединение «Портос»), осужденную на условный срок по 208 статье, в Приват-банке встретили с ОМОНом, когда она попыталась получить назначенную судом компенсацию за неправомерный арест.

Впрочем, фигуранты списка добились некоторых изменений в ФЗ №115. В декабре прошлого года им разрешили получать часть пенсий, пособий и зарплат в размере 10 тысяч рублей. Правда, прожиточный минимум сегодня в Москве составляет 10 800 рублей.

По словам Нины Силиной, Движение в защиту пострадавших от действия Росфинмониторинга началось с публикации в интернете петиции в ООН и омбудсмену РФ В.Лукину. Их составила Лариса Романова, обнаружив, что она не может получить детские пособия. Обращения подписали те, кто так или иначе стал жертвой списка — в том числе Надежда Квачкова, супруга полковника Квачкова  и националист Василий Крюков, бывший депутат Ижевской городской думы. Фигуранты списка неожиданно нашли помощь у депутата Единой России Валентины Терешковой — так появились последние поправки в закон.

Однако до сих пор никому не удалось получить даже те крохи, которые им позволили депутаты. Сейчас пятеро фигурантов списка судятся с банками, пытаясь добиться разблокировки счетов. Житель Казани Павел Хотулев, осужденный по 282 статье за нежелание обучать сына татарскому языку, озвученное в интернете, даже выиграл суд. Но Сбербанк оспорил решение и счета так и не были разблокированы. Судится за разблокировку и Надежда Квачкова. Когда в сентябре вступил в силу приговор суда по делу полковника Квачкова, его супруга обнаружила, что пенсия, которая раньше обеспечивала ее, дочь-инвалида и мать полковника, заблокирована.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6726/36058990.27/0_daaec_420606f4_L.jpg

Надежда Квачкова сейчас судится  за разблокировку пенсии осужденного мужа

Но, быть может, такой способ пресечения возможного финансирования террористической и экстремистской деятельности эффективен или просто единственный из возможных? Отнюдь. Владимир Белышев, бывший фигурант давнего дела «Реввоенсовета» о попытке подрыва памятника Петру I работы Церетели, а ныне фигурант списка Росфинмониторинга, пояснил, что российская практика — наихудшая из возможных. Действительно, мировое сообщество столкнулось с проблемой отмывания денег, полученных нечестными путями и идущих на сомнительные цели. И в Западной Европе действительно контролируют такие операции. Однако занимаются этим сами банки. Под подозрение подпадают впервые пользующиеся банковскими услугами или иностранные граждане, а подозрительными  могут считаться суммы, превышающие 8 тысяч евро. И, надо сказать, эта практика работает. Ну а Росфинмониторинг пока не может похвастаться тем, что он сумел выявить реальный канал финансирования какой-либо террористической организации.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9760/36058990.27/0_daaeb_1eeaac7e_L.jpg

Владимир Белышев: Росфинмониторинг пока не выявил ни одного канала финансирования террористов

Но отчитываться ведомству надо, поэтому и был создан список, куда автоматически собрали всех, кто был осужден или просто находится под следствием по «экстремистским» и террористическим статьям вне зависимости от степени опасности их деятельности для общества. Причем фигуранты списка названы действующими террористами и экстремистами, а начисляемые самим государством выплаты оказываются таким образом финансированием терроризма и экстремизма.

Среди этих «действующих террористов» — не только политические активисты и их родственники. Как объяснила собравшимся директор Правозащитного центра РОД Наталья Холмогорова, большая часть осужденных по 282 статье — это обычные обыватели. С осени прошлого года в ПЦ РОД начали обращаться люди, либо судимые по экстремистским статьям, либо находящиеся под следствием, которые столкнулись с новой неожиданной проблемой — они не могут получать пенсии, пособия, счета, не могут получать зарплату и найти работу. Так случилось с Валентиной Ивановной Прасоловой 1947 г.р., воспитывающей малолетнюю внучку. В список Росфинмониторинга она попала из-за дворового конфликта.  Внучку Валентины Ивановны обижали соседские дети. После очередной жалобы девочки ее бабушка пошла разбираться с соседями. Отношения выясняли на повышенных тонах, пока, наконец, Прасолова не предложила своему оппоненту Затикяну К.А. ехать в Армению и скандалить там. Затикян написал заявление, старушку осудили по 282 статье УК РФ. Хотя наказание было минимальным, пожилая женщина теперь не может получать пенсию и пособие на внучку.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9747/36058990.27/0_daaef_74150294_L.jpg

Наталья Холмогорова: основная часть жертв 282 статьи — простые люди

Правозащитница Елена Рохлина описала схожую ситуацию, в которой оказался саратовский пенсионер Юрий Кутузов.  72-летний старик  на свою беду проходил мимо малочисленного митинга в поддержку офицеров. Ему предложили выступить, и Кутузов высказался о том, что его волновало: что тотальный диктант пишут по текстам израильской писательницы Дины Рубиной, хотя есть достаточно русских авторов. На Кутузова возбудили дело за оскорбление евреев — нации, которая в речи даже не упоминалась. Следователь Парков нашел не присутствовавших на митинге свидетелей в саратовской администрации. Те решили, что, будь они евреями, непременно бы обиделись за Дину Рубину (сами евреи, высказывавшиеся об этом деле, в его словах ничего обидного не обнаружили). Суд признал саратовца виновным по 282 статье, он был приговорен к выплате штрафа в 25 тысяч рублей и также оказался в списке действующих террористов и экстремистов.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9760/36058990.27/0_daafb_8fc96e18_L.jpg

Елена Рохлина: в администрации Саратова решили обидеться за евреев

Между тем, как отметил адвокат Алексей Першин, решение о включении в список Росфинмониторинга принимается не только по вступившему в силу приговору суда. Оно может быть принято даже постановлением следователя, который представляет на процессе сторону обвинения. Иными словами такая практика нарушает равенство сторон. Между тем  следствие  никто не лишал права заявлять ходатайство об аресте счетов и имущества обвиняемого. Именно так можно пресечь реальную подпитку террористического подполья — не прибегая к услугам Росфинмониторинга.  Пока же, в том числе при помощи злосчастного списка,  государство занимается несвойственным ему делом, борясь с инакомыслием. А в то время как оперативный состав ФСБ и МВД занимается бабушками и дедушками, террористы беспрепятственно взрывают вокзалы и троллейбусы — имитация борьбы с терроризмом лишь способствует его процветанию. Реальные террористы, как заметил еще один участник пресс-конференции Аслан Мирзаев — то есть Докку Умаров, члены северокавказского бандподполья и члены Аль-Каеды — услугами Сбербанка не пользуются, предпочитая получать деньги иными путями.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9112/36058990.27/0_daaf0_ae92f152_-1-L.jpg

Адвокат Алексей Першин: пока оперативный состав ФСБ и МВД занимается бабушками и дедушками, террористы беспрепятственно взрывают вокзалы и троллейбусы

Опубликовал автор
Ваши избранные записи icon-angle-right
1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Поддержите нас!